Кому служат мировые IT-гиганты?
Наверное, каждый первый житель планеты знает имена гигантов американской IT-индустрии: Microsoft, Apple, Amazon, Facebook, Google, Alphabet. Они являются гигантами Силиконовой долины.
Эти компании занимают верхние строчки рейтингов мирового бизнеса. Несмотря на вирусно-экономический кризис, рыночная капитализация Microsoft, Apple и Amazon продолжает держаться на уровне выше 1 триллиона долларов у каждой компании. У нескольких других американских IT-гигантов – в диапазоне от полутриллиона до триллиона долларов. Для сравнения: у крупнейшего банка Уолл-стрит JPMorgan Chase рыночная капитализация примерно в три раза меньше — не дотягивает до 300 млрд. долл., а капитализация крупнейшей нефтяной компании США Exxon Mobil Corporation 186 млрд. Долларов — примерно в пять раз меньше перечисленных ай-ти корпораций.
IT-компании Силиконовой долины, получив прямой доступ к миллиардам людей, занимаются бизнесом: рекламой, продажей имеющейся у них информации, её сбором по специальным заказам. А заказы на сбор и запросы на уже собранную информацию стали поступать не только от бизнес-структур, но и от правоохранительных органов и спецслужб США.
Активное сотрудничество IT-корпораций с государством в США началось после 11 сентября 2001 года, когда было принято законодательство по борьбе с терроризмом (Patriot Act). Тогда был введен упрощённый порядок доступа американских государственных ведомств и организаций к персональной конфиденциальной информации из баз данных IT-корпораций. ФБР, ЦРУ, другие спецслужбы получали такой доступ без судебного ордера, на основании письма-требования.
Спустя 10 лет после событий 11 сентября число запросов о конфиденциальной информации на американских и неамериканских граждан из компетентных органов США стало измеряться тысячами каждый месяц. Так, за первое полугодие 2011 года власти направили в адрес компании Google 5.950 запросов о 11 057 пользователях. Компания передала требуемые данные в 93% случаев.
Под флагом «общей борьбы с международным терроризмом» Вашингтон разрешил подавать запросы в адрес американских IT-корпораций и другим государствам, в том числе Российской Федерации. Правда, это только на бумаге.
За первую половину 2011 года из России поступило 42 запроса о данных 47 пользователей. Ни один из них не был удовлетворён. А вот данные пятилетней давности о запросах за весь 2015 год в адрес Google. Госорганы США сделали 12 523 запроса, касающихся конфиденциальных данных 27 157 аккаунтов, при этом на 79% из них власти получили удовлетворительный ответ. Российские власти отправили лишь 257 запросов, касающихся 433 пользователей, но только на 7% запросов был получен положительный результат.
Во многих случаях отношения между американскими IT-корпорациями и соответствующими органами США не ограничиваются разовой передачей информации. По просьбе (или требованию) американских госорганов IT-корпорация может вести за объектом постоянное наблюдение в течение неограниченно длительного срока. В письме-запросе на разовое получение информации обычно стоит напоминание о том, что блокировать аккаунт объекта не надо, следует продолжать наблюдение. В британской прессе в начале 2015 года появилась информация о том, что руководство WikiLeaks вышло на компанию Google с требованием дать объяснение многолетней передаче информации о личной переписке некоторых сотрудников сайта в ФБР. По имеющимся данным, сведения на трёх сотрудников передавались в течение трёхлетнего периода. Руководитель WikiLeaks Джулиан Ассанж осенью 2014 года заявил, что Google занимается шпионажем по требованию ФБР, АНБ и других американских ведомств.
Идём дальше. Google, Amazon, Facebook и Apple потратили в общей сложности 54,5 миллиона долларов на лоббирование своих интересов в Вашингтоне за последние двенадцать месяцев (с середины 2019 г. по середину 2020 г.), что на 35 процентов больше по сравнению с 2015 годом и почти на 500 процентов больше по сравнению с 2010 годом.
А вот история со старушкой Европой. В 2011 году Еврокомиссия обвинила корпорацию в злоупотреблении доминирующим положением на европейском рынке. В частности, доля поисковика Google на рынке онлайн-поиска ЕС приблизился к 90%. Также европейские компании, разрабатывавшие мобильные приложения, исключительно пользовались системой Android, принадлежавшей Google. Чтобы отбить обвинения ЕС, компания встала на путь покупки европейских чиновников, нанимая их на хорошо оплачиваемые должности.
В 2011 году компания наняла 18 европейских чиновников – в два с лишним раза больше, чем в 2010 году. Особенное внимание в Европе Google уделяла Великобритании. С 2005 года количество завербованных британских чиновников составило как минимум 26 человек.