«Единая Россия» сохраняет в Госдуме конституционное большинство.
Выборы подтвердили стабильность архитектуры Госдумы и твердое лидерство «Единой России» несмотря на политические перипетии последних пяти лет. А произошло за эти годы очень многое. Главное — это, конечно, коронавирусный кризис, ставший испытанием для политических систем многих стран. Российские власти в своей реакции на пандемийные вызовы показали закономерную работу. Но консолидировать поддержку еще сильнее не удалось – кризисные меры поддержки могли быть более своевременными, выплаты – более высокими, можно было допустить меньших внешнеполитических потерь. Тем временем важнейшим фактором сохранения поддержки «Единой России», конечно, является авторитет президента РФ.
Кроме коронавирусного кризиса нельзя не упомянуть и факт трансформации несистемной оппозиции, её видимую «массовость», маргинализацию протестов, вовлечение в них большого числа подростков. За пять лет произошло немало чрезвычайно громких скандалов, включая «отравление» Навального, митинги 2019-2021 года. Все это повлекло за собой меры по пресечению радикализации, объявление ряда организаций экстремистскими и усиление их изоляции в политических процессах. В связи с этим, несистемники подготовили к выборам вполне скоординированный ответ – «Умное голосование».
Точно оценить влияние УГ практически невозможно, далеко не все избиратели согласятся отвечать на вопросы настолько интрузивных экзит-поллов. Но то, что оно не стало решающим – факт. В сухом остатке, если сравнивать с результатами выборов прошлых лет, существенно выросло число голосов КПРФ. Кандидаты от коммунистов при этом составили более 60% списка УГ. Однако если попытаться разглядеть корреляцию, бросается в глаза безуспешность УГ для остальных партий. На «Яблоке», которое было существенно поддержано навальнистами, УГ наоборот отразился негативно. Партия показала результат на около 0,6% меньше предыдущих выборов. несмотря на старания по привлечению оппозиционно настроенных россиян. В ЛДПР же перед выборами почему-то растерялись и из-за своего бездействия потеряли почти половину электората. «Справедливая Россия», склеившаяся с «Патриотами» и партией «За Правду», привлекла своей конгломерацией лишь около 1,2% новых сторонников.
Кроме того, возникает вопрос о том, почему негласная «партия Умного голосования» не соизволила организовать наблюдение на выборах – общественные штабы были открыты для любого желающего избирателя? Ведь денег, собранных с донатов, должно было хватить на оплату наблюдателям на выборах сполна, если бы их не распределили на другие «нужды» функционеры ФБК.
Настоящую историю успеха показала партия «Новые люди», которую в УГ поддержали очень слабо. Они воспользовались благоприятными для роста условиями, провели эффективную кампанию, завоевав часть протестного голосования (у того же «Яблока» или «СР») и за один выборный сезон оказались в парламенте. Люди голосовали за «НЛ», чтобы «их голос не пропал», и это дало ощутимые результаты. Нельзя недооценить здесь влияние ВЦИОМ, который настойчиво давал людям прогнозы, где сообщалось о шансах партии пройти в Думу. Часть электората это явно вдохновило.