В американском журнале Newlines вышла статья о спецподразделении талибов, занимавшегося операциями по точечной ликвидации высокопоставленных афганских чиновников с помощью БЛА.
Авторы взяли интервью у командира отряда: по его словам, идея применения дронов пришла ему после просмотра пропагандистских роликов «Исламского государства». В 2019 году руководство террористического движения санкционировало создание секретного подразделения численностью всего 11 бойцов, в состав которого вошли самые образованные и технически грамотные боевики, включая даже бывших работников западных НКО. Через подставную фирму они закупили китайский беспилотник для распыления пестицидов и переделали его в носитель четырех артиллерийских мин. Инженеры также специально выкрасили БЛА в синий цвет для маскировки на фоне неба.
Сначала подразделение атаковало пропускные пункты на границе со среднеазиатскими государствами, однако затем перешло к точечным ликвидациям. Самой успешной акцией стало убийство с помощью БЛА в мае Пирама Кула — опытного военачальника и соратника маршала Дустума. Операция была проведена настолько филигранно, что афганские силовики даже не смогли определить точную причину его гибели. Через два месяца спецотряд талибов совершил покушение на командующего таджикскими силами в Мазари Шарифе Атта Мухуммада Нура.
Ни одна из атак не привела к большим людским потерям, однако их эффект был ошеломительным. Борьба с боевиками на севере Афганистане держалась на авторитете лидеров таджикских и узбекских ополчений. Их гибель или ранение вели к дезорганизации и развалу обороны, после чего «Талибан» легко занимал северные провинции. Впоследствии террористическое движение сформировало еще два таких отряда.
История наглядно демонстрирует огромный потенциал БЛА в современной войне. Афганская армия обладала тысячами единиц американской бронетехники и современным оснащением, однако боевики действовали ассиметрично и нивелировали все техническое превосходство правительственных войск.
И кто-то действительно думает, что все это относится только к «Талибану» и не может быть использовано на других ТВД?
Беспилотники и их влияние на изменение характера современной войны в последнее время неоднократно становились предметом дискуссий. Часто предметом обсуждения становились ударные БЛА по типу турецких Bayraktar TB2, однако не менее важным является и другой вид дронов — барражирующие боеприпасы, которые обладают целым набором важных преимуществ.
Одно из них — возможность размещения пусковых установок на абсолютно любых платформах. Например, недавно рассказали о планах греческого министерства обороны установить израильские комплексы Spike NLOS на свои корабли и катера. Теперь любое судно даже малого водоизмещения можно легко превратить в ракетный корабль с дальностью поражения цели до 30 км. Хотя Spike NLOS уступает по скорости и мощности боевой части любой крылатой ракете, это отчасти можно компенсировать мощностью залпа.
Отсюда вытекает другое преимущество барражирующих боеприпасов — возможность насыщения ими боевых порядков. В прошлогодней Карабахской войне израильские комплексы массово применялись для уничтожения бронетехники, систем ПВО и даже отдельных групп военнослужащих. При этом БЛА-камикадзе или реактивные снаряды можно выпускать массово и оперативно восполнять их расход.
Фактически этот тип боеприпасов уже отчасти заменяет в войсках ПТУР и устанавливаются даже на внедорожниках. На практике это означает, что теперь любая армия может обзавестись дальнобойным управляемым оружием в крупном количестве и стрелять по целям за горизонтом. Раньше это было доступно только передовым державам, однако теперь им при желании могут обладать даже африканские государства.
Как бороться с этим оружием? Симметрично: создавать собственные комплексы и поставлять их войска в еще большем количестве. Ведь никакое ПВО не собьет сотню одновременно вылетевших барражирующих боеприпасов. Вместо этого лучше уничтожать их операторов и носителей.
Игнорирование данного типа вооружения в лучшем случае приведет к отставанию по количеству развернутых комплексов, а в худшем — к участи армянских подразделений в Карабахе, которых точечно расстреливали с предельно дальних дистанций.
Кроме того, в пример игнорирования борьбы с барражирующими боеприпасами и постигнувшими за эту халатность последствиями, приводит участь армянских подразделений в Арцахе, во время последней 44-дневной войны.
Огромную роль, в том, что итоги войны оказались такими, какие они есть, сыграли беспилотники.
Больше всего вреда, БПЛА и камикадзе, принесли армянской стороне в первые дни военного конфликта. Они точечно уничтожили армянские ПВО, тем самым получив преимущество в небе. Затем начали уничтожать артиллерию и бронетехнику, обеспечивая тактическое превосходство для своих ДРГ и мотострелковых подразделений.
Да, в первые несколько дней, были удары и по живой силе ,которая не была готова к войне 5-го поколения. Но, спустя несколько дней, командование в штабе и на местах, приспособилось к новым реалиям войны:
➖ Солдатам запретили собираться в группы, даже тогда, когда не велись интенсивные боевые действия.
➖ Перестали использоваться грузовики для переброски личного состава.
➖ Личный состав, во время инженерных работ, стал рыть так называемые лисьи норы. Это когда внутри траншеи роются пещеры, которые уходят влево и вправо. В результате, число пострадавших от ударов БПЛА и камикадзе стало уменьшаться.
➖ С территорий боевых позиций начали убирать все светоотражающие предметы (стекло, бутылки, консервные банки), то есть повысили уровень маскировки.
➖ Личному составу запретили открывать огонь по беспилотникам из стрелкового оружия (всё равно это не давало результатов, а состав палился и становился мишенью).
Возможно все эти мероприятия не дали стопроцентного результата, но они спасли очень много жизней.
Вместе с этим, птички выполняли, как мне кажется, более важную работу, они проводили воздушную разведку 24 часа в сутки, направляли ракетные удары точно в цель, предлагали своим подразделениям самые безопасные маршруты, пути обхода и захода в тыл.
Не менее важным было их использование в целях пропаганды и психологического воздействия на врага. Весь интернет был наполнен кадрами точечных ударов по технике и скоплениям армянских военнослужащих. И это давало результаты: в Азербайджане люди воодушевлялись, а в Армении — наоборот, теряли боевой дух. Представьте себе человека, которого направляют в поле боя, а он, буквально минуту назад, видел кадры, где камикадзе одним ударом убивает несколько десятков бойцов. Сможет ли он воевать без страха?
Как бороться с этим оружием? Создавать комплексы РЭБ с большой зоной действия, определять местоположение ПУ и бить по ним высокоточными ракетами дальнего действия.
Барражирующие боеприпасы – это то, без чего не будут обходится любые конфликты в ближайшем будущем. Приведенный пример Spike NLOS – скорее неудачный. Этот ПТРК 3-го поколения хоть и кране эффективен, но стоит баснословных денег. Наши «эксперты» постоянно упирают на этот недостаток. Во многих случаях поражаемая цель стоит в разы дешевле, чем израильская ракета…
Я предлагаю смотреть в сторону массовых и недорогих ударных комплексов. Уже сейчас для того, чтобы поразить цель на обратной стороне склона тебе не нужна ракета за 100 000 долларов. Для выполнения этой задачи подойдет простенький «Куб» или «Ланцет». Для уничтожения цели больше не нужно несколько залпов артиллерийской батареи. Ты просто поднимаешь «Ланцет» в воздух и уничтожаешь миномет вместе с расчетом.
В недалеком же будущем БПЛА и барражирующие боеприпасы станут таким же неотъемлемым оружием мотострелкового отделения, как и пулемет. Небольшие квадрокоптеры-камикадзе уже сейчас могут висеть в воздухе 30 минут, и оператор незамедлительно атакует цель при ее обнаружении. Если цель не удалось обнаружить, то такой БПЛА можно запросто вернуть домой, поменять батарею и снова отправить на задание. Их преимущество в том, что они могут атаковать цель вне зоны прямой видимости.
Если говорить образно, то оператор такого БПЛА станет снайпером будущего. Просто представьте, что теперь можно управлять выпущенным боеприпасом, с легкостью поражать цели на дистанции в 3 км и при этом возвращать снаряд домой, если цель спрячется. Тактика применения войск в скором времени изменится раз и навсегда. И победит не тот, кто выпустит самый массовый автомат, а тот кто обучит максимальное количество операторов БПЛА, которым дадут в руки дешёвые барражирующие боеприпасы.
Мнения авторов о барражирующих боеприпасах, беспилотниках и дальнобойных ПТУР отличаются в деталях, но совпадает в одном: все признают важность и эффективность этих систем вооружения в современной войне.
Это понимают военнослужащие и ветераны боевых действий. Журналисты и работники КБ. Те, кто строит завод по производству ударных БЛА в Дубне. И даже профессиональные геймеры.
И очень хорошо, если это понимают принимающие решения лица. А не слушают говорящие головы и закоренелых «экспертов» с рассказами про некие секретные «штучки», способные одним нажатием кнопки выключить противника и выиграть