Хотел бы вам рассказать про одну интересную лекцию, участие в которой принял несколько лет назад, во время прохождения обучения в школе НАТО. Это что-то вроде государственной доктрины, которой пользуется США для достижения своих целей.
Национальная мощь определяется как сумма всех ресурсов, доступных нации для достижения национальных целей. Национальная власть проистекает из различных элементов, также называемых инструментами или атрибутами; их можно разделить на две группы в зависимости от их применимости и происхождения — «национальные» и «социальные».
Национальные инструменты включают в себя: географию, ресурсы и население. Социальные — экономическое, политическое, военное, психологическое и информационное.
Выражение «инструменты национальной власти» относится к инструментам, которые страна использует для влияния на другие страны, международные организации или даже негосударственные субъекты.
Стратегия национальной безопасности США утверждена Конгрессом и является основным документом, в котором излагается, как президент планирует использовать инструменты власти для достижения целей национальной безопасности.
С американской точки зрения, инструментами национальной власти являются: дипломатия, информация, военное и экономическое положение (DIME). Способность США продвигать свои национальные интересы зависит от эффективности правительства Соединенных Штатов в использовании инструментов национальной власти для достижения национальных стратегических целей.
Соответствующие правительственные чиновники, обычно координируют использование инструментов государственной власти.
D (diplomatic) — дипломатический. Дипломатия — это главный инструмент взаимодействия с другими государствами и иностранными группами для продвижения ценностей, интересов и целей США, а также для получения иностранной поддержки военных операций США. Дипломатия является основным средством организации коалиций и союзов, которые могут включать государства и негосударственные образования в качестве партнеров, союзников, суррогатов и/или доверенных лиц.
Государственный департамент США является ведущим агентством США по иностранным делам. Реальная угроза применения силы усиливает, а в некоторых случаях делает возможным дипломатический процесс. Командиры географических комбатантов несут ответственность за согласование военной деятельности с дипломатической деятельностью в назначенных им зонах ответственности.
Глава миссии, обычно посол США, и соответствующая страновая группа обычно отвечают за военно-дипломатическую деятельность в стране за рубежом. В этих обстоятельствах глава представительства и страновая группа или группа другого дипломатического представительства могут выполнять взаимодополняющие действия (с использованием дипломатического инструмента).
I (information) – информационный. Информация остается важным инструментом национальной мощи и стратегическим ресурсом, имеющим решающее значение для национальной безопасности. Ранее рассматривавшееся в контексте традиционных национальных государств, концепция информации как инструмента национальной власти распространяется на негосударственных субъектов, таких как террористы и транснациональные преступные группы, которые используют информацию для продвижения своих целей и подрыва интересов правительства США. Это работает в динамичный век взаимосвязанных глобальных сетей и развивающихся платформ социальных сетей. Каждое запланированное или выполняемое действие Министерства обороны США, написанное или произнесенное слово и изображение, которое отображается или передается, сообщают о намерениях Министерства обороны и, в более широком смысле, универсальной группы безопасности, что приводит к потенциальным стратегическим эффектам.
M(military) — Военный. США используют военный инструмент национальной мощи внутри страны и за рубежом для поддержки своих целей национальной безопасности. Конечная цель вооруженных сил США — сражаться и побеждать в войнах наций.
Далее подробнее про пункт «I» ( information):
Таким образом, США, продвигает свои идеи во всём мире, но, как мы знаем, для любого действия, существует противодействие. В данном случае, можно ли считать, что в случае противодействия, может иметь место информационная война?
Я думаю, что да, можно. Но что такое представляет из себя информационная война? Давайте разберёмся?
Информационная война (англ. information war) — англоязычный термин, описывающий противоборство сторон посредством распространения специально подготовленной информации и противодействия аналогичному внешнему воздействию на себя.
Информационная война это процесс противоборства человеческих общностей, направленный на достижение политических, экономических, военных или иных целей стратегического уровня, путём воздействия на гражданское население, власти и (или) вооружённые силы противостоящей стороны, посредством распространения специально отобранной и подготовленной информации, информационных материалов, и, противодействия таким воздействиям на собственную сторону.
Как мы видим, информационная война, является одним из важных звеньев войны физической. Войны последнего поколения доказывают, что правильное ведение войны информационной облегчает выполнение задачи для армии.
За примерами не нужно далеко идти, вспомним события последнего года, Арцахская война — Азербайджан разгромил Армению в информационной войне, как итог, апатия в армянском обществе, непринятие реальности, поражение на поле боя. Конец афганской кампании: американцы на протяжении 20 лет представляли образ талибов, как кровопийц и безжалостных террористов, стоило талибам, при помощи средств информации, показать что они, якобы, не такие, как население и большая часть армии перешли на их сторону. В результате, талибы и(или) кто стоит за ними, достигли своей цели, США дискредитированы.
Я не знаю, сколько стран существует в мире, которые содержат специальные отделы информационной борьбы, но знаю точно — у НАТО, такой отдел есть и находится он (информация из школы НАТО) — в Турции.
Закончить свой пост я хотел бы предупреждением: информационная война невидима, и она идёт прямо сейчас, нам нужно учиться ей противодействовать.